Российский телесериал

 
Новости

Сериалы

Фотогалерея

Актеры

Рейтинг

Опрос-2005

Архив

Предыдущая Следующая

живописи, реалистические декорации, точность исторических деталей. «Я
считаю, – говорил он, – что прекрасно сыгранная пьеса может
произвести полное впечатление и без этих вспомогательных средств. Но
практически их ценность перестала быть спорным вопросом; они стали
необходимы. Это диктуется общественным вкусом наших дней».
   Наглядной
иллюстрацией явилась новая постановка «Макбета», вызвавшая всеобщее
восхищение. Андре Антуан, основатель Свободного театра в Париже, писал:
«Несравненна здесь постановочная сторона – ни о чем подобном мы не
имеем представления во Франции».
   «Макбет» оказался
высшим достижением Ирвинга-режиссера. Здесь он вплотную приблизился к
режиссуре следующей эпохи в истории театра – эпохи
режиссеров-постановщиков, умеющих все звенья спектакля пронизать единой
мыслью.
   В 1890-е годы искусство Генри Ирвинга
получило официальное признание. Его все чаще приглашали на разного рода

торжественные заседания, официальные приемы, открытие памятников,
закладку общественных зданий. Университеты, институты и научные
общества просили его выступить с лекциями. В 1892 году Дублинский
университет присвоил ему ученую степень доктора литературы. Впервые
такой чести удостоился актер. Через шесть лет он получил докторскую
степень в Кембридже, затем в университете Глазго.
   Дважды Ирвинг играл перед королевой Викторией – большая честь для англичанина викторианской эпохи.
   В
1895 году Ирвинг первым из английских актеров получил дворянство.
Церемония состоялась через два месяца в Виндзорском замке. Совершив
обряд, королева вне всякого ритуала сказала: «Я очень рада, сэр».
Назавтра на сцене «Лицеума» собрались лондонские актеры. Бэнкрофт от их
имени вручил Ирвингу адрес с четырьмя тысячами подписей, заключенный в
серебряную шкатулку по эскизу Джонстона Форбс-Робертсона.
   Теперь
Ирвинг имел право прибавить к своему имени слово «сэр». Но на афишах
сэр Генри Ирвинг навсегда остался просто Генри Ирвингом. Он считал, что
полученный им титул означает официальное признание актерской профессии,
которого он добивался всю жизнь. Но среди собратьев, по профессии он
выделяться не хотел.
   Те, кто встречался с ним в
официальной обстановке, сохранили о нем нелестное мнение. Другие же,
кто знал Ирвинга ближе, были очарованы его приветливостью, мягкостью и
простотой. Каков он был на самом деле? Этого не знал никто. Возможно,
Г.А. Джонс в книге «Тень Генри Ирвинга», говоря о нем как об актере,
дал ключ и к пониманию его личности: «Он был особенно велик в ролях
мрачных, низменных, ироничных, сардонических, дьявольских; он был равно
велик в ролях благородных, достойных, простых, „не от мира сего“,
неземных, святых, одухотворенных. Он вбирал все эти характеры в себя и
играл их изнутри. Суть их была в нем самом».
   Ирвинг
не раз повторял, что подлинная цель искусства – красота, а правда –

Предыдущая Следующая