Российский телесериал

 
Новости

Сериалы

Фотогалерея

Актеры

Рейтинг

Опрос-2005

Архив

Предыдущая Следующая

необходимая часть красоты. Его лучшие роли – от Матиаса до Яго и лучшие
спектакли – «Гамлет», «Венецианский купец», «Макбет» потрясали
современников пронзительной художественной правдой.
   Новые
спектакли «Лицеума» по-прежнему были красивы. «Равенсвудс» Меривела,
шекспировский «Генрих VIII». Мантию для кардинала Вулси посылали
красить в Рим, но даже там не добились нужного Ирвингу эффекта. «Влезая
в шкуру действующего лица, нельзя забывать о его гардеробе», –
шутил Ирвинг, а бутафоры и художники «Лицеума» месяцами искали точный
цвет. Замысел «Короля Лира» Ирвинг вынашивал десять лет. Он был прост и
гибок: путь Лира от королевского величия, через безумие, к простой
человечности.
   И в каждом спектакле по-прежнему блистал Ирвинг-актер.
   Еще
в 1879 году в прессе появилось сообщение о том, что Альфред Теннисон
написал для «Лицеума» новую драму в стихах – об архиепископе

кентерберийском Томасе Бекете. Ирвинг загорелся идеей показать на сцене
святого – человека, безраздельно преданного высоким идеалам, готового
отдать за них жизнь. В конечном счете Ирвинг здесь сыграл себя, –
так восприняли его Бекета современники.
   Однако со
временем Ирвинг перестал быть «возмутителем спокойствия». Новые
спектакли уже не выдерживали по сотне представлений подряд. А 1898 год
стал для Ирвинга годом катастроф. 1 января сезон в Лондоне открылся
спектаклем «Петр Великий». Это был первый провал в «Лицеуме». Не прошло
и двух месяцев, как сгорел склад декораций – оформление сорока четырех
спектаклей. Потом – еще одна неудачная премьера.
   Огромные
финансовые потери злосчастного года и безмерная усталость Ирвинга
привели к тому, что «Лицеум» перешел в руки театрального синдиката.
   Удачные
гастроли в провинции и еще одно американское турне несколько поправили
финансовые дела актера. Но угнетала потеря «Лицеума», театра, которому
он отдал больше двадцати лет жизни. Ирвинг сильно изменился. Теперь он
охотно повторял фразу, над которой сам когда-то смеялся: «Шекспир
означает разорение». Он стал холоден, равнодушен, замкнут. Даже близким
друзьям было трудно выносить его ожесточенность. В 1902 году из труппы
ушла Эллен Терри.
   После закрытия «Лицеума» Ирвинг
поставил в театре «Друри-Лейн» неудачную драму «Данте» Сарду. В
Америке, где восьмые и последние гастроли были объявлены как гастроли
«Генри Ирвинга и его труппы», спектакль не собирал зала. Пришлось
играть старый репертуар.
   Силы Ирвинга были на
исходе. И вот на закате дней он вынужден вернуться к жизни бродячего
актера, к бесконечным переездам из города в город и коротким сезонам в
Лондоне. Но наступил момент, когда Ирвинг понял: сцену придется
оставить.
   2 октября 1905 года в шеффилдском театре
«Лицеум» начались последние выступления Ирвинга. Он слабел день ото
дня, но никто, кроме близких, не догадывался об этом. Развязка

Предыдущая Следующая