Российский телесериал

 
Новости

Сериалы

Фотогалерея

Актеры

Рейтинг

Опрос-2005

Архив

Предыдущая Следующая

Коклен прибег к средству, широко распространенному среди актеров его
времени, – к гастрольным поездкам. Оставаясь в труппе «Комеди
Франсез», он начал совершать частые турне, во время которых сам
подбирал себе репертуар. Наиболее отчетливо особенности искусства
Коклена выразились в исполнении им мольеровских ролей. Гастролируя по
Франции и другим странам, он играл роли Тартюфа, Сганареля в «Лекаре
поневоле», господина Журдена в «Мещанине во дворянстве». Но только в
1905 году, уже будучи пожилым человеком, сумел показать своего Тартюфа
парижанам. Такое положение все больше тяготило артиста. В 1886 году он
вышел из состава труппы «Комеди Франсез». Через несколько лет, правда,
он вернулся на сцену главного парижского театра и играл там в течение
одного сезона, но это было лишь эпизодом в дальнейшей жизни актера, уже
не связанной с театральным коллективом, где Коклен начинал свою
артистическую карьеру.
   Он совершает длительные

поездки по Европе и Америке, завоевывая мировую славу. В Россию он
приезжал в 1882, 1884, 1889, 1892 и 1903 годах. В гастрольных поездках
Коклен так составлял репертуар, чтобы иметь возможность показать разные
стороны своего дарования. «Бесстыдно-плутоватая фигура Маскариля,
самодовольное буржуазное лицо Пуарье или добродушная старческая
физиономия Ноэля, совсем не похожая на прискучившую давно
сентиментальную маску обыкновенного театрального старика, наконец,
упитанная и плотоядная внешность Тартюфа, все это – ряд превосходных
портретов, хотя в их создании почти не участвовал гримировальный
карандаш», – писал ученый-филолог академик А. Веселовский о ролях
Коклена.
   Кроме непосредственной работы над своими
ролями, Коклен глубоко изучает опыт великих актеров и драматургов
прошлого. Он много и внимательно читает, записывает свои мысли и
соображения по поводу тех или иных пьес, творчества тех или иных
писателей. Это поможет ему впоследствии стать автором интересных статей
о творчестве Шекспира и Мольера, например, «Мольер и Шекспир»,
«Тартюф», «Мольер и Мизантроп» и других, в которых Коклен проявил себя
тонко мыслящим и литературно одаренным человеком. Несмотря на горячую
увлеченность театром, он интересуется поэзией и изобразительным
искусством, дружит со многими поэтами, музыкантами.
   Коклен
выступал и как теоретик актерского искусства, был автором двух книг –
«Искусство и театр» (1880) и «Искусство актера» (1886). В теоретических
высказываниях и в творческой практике Коклен – один из крупнейших
актеров «искусства представления»; он говорил: «На мой взгляд, ничто не
может быть прекрасным, ничто не может быть великим вне природы; но я
вынужден повторить еще раз, что театр – искусство, а следовательно,
природа может быть воспроизведена в нем только с некоей идеализацией
или подчеркнутостью, без которых не бывает искусства. Я скажу больше:
неприкрашенная природа производит в театре лишь очень слабое
впечатление».
   Коклен был страстным противником

Предыдущая Следующая