Российский телесериал

 
Новости

Сериалы

Фотогалерея

Актеры

Рейтинг

Опрос-2005

Архив

Предыдущая Следующая

порочностью и подлостью мира…» По словам Шоу, извлечь «из текста эту
концепцию образа мадам Бернар не сумела». Чехов же писал: «Каждый вздох
Сары Бернар, ее слезы, ее предсмертные конвульсии, вся ее игра есть не
что иное, как безукоризненно и умно заученный урок».
   Бернар
неоднократно пыталась возродить умершие театральные эпохи и отдельные
спектакли. Так было с «Эсфирью» в 1905 году, где все роли играли
женщины, а сама Сара исполнила роль царя Ассуэра.
   Во
время гастролей в Бразилии, исполняя роль Тоски (которая должна была
совершить самоубийство, бросившись с крепостной башни), Бернар упала с
большой высоты, и никто не подумал о том, чтобы подстраховать ее при
помощи матрацев. Актриса повредила колено, причинявшее ей страдания еще
с детства: в семь лет она выпрыгнула из окна в надежде, что мать
заберет ее к себе.
   В 1906 году Бернар дает
спектакль в американском городе Вадо. Здесь даже были ковбои, прибывшие

из Техаса, чтобы увидеть свою «Камиллу» («Даму с камелиями»),
сотворенную из «слез и шампанского», как писал Г. Джеймс. Один ковбой
заявил, что он проскакал на лошади 300 миль, чтобы попасть на
представление. И вот она демонстрирует свой драматический репертуар на
Диком Западе перед двумя тысячами зрителей, причем вынуждена выходить
на сцену, волоча больную ногу.
   В 1908 году
состоялись ее последние гастроли в России. На афишах же Сары Бернар (в
64 года!) значилась все та же «Дама с камелиями», две пьесы Сарду, для
нее написанные – «Колдунья» и «Тоска», – затем «Сафо» по роману
Додэ, пьеса «Адриенна Лекуврер» и три мужские роли: созданный для нее
Ростаном «Орленок», Жакас в «Шутах» Замакоиса и шекспировский Гамлет,
шедший в ее бенефис (первый акт, после которого следовала «Федра»
Расина).
   «Вы хотите знать мое мнение о Саре
Бернар? Я нахожу, что она феноменальное явление в том отношении, что
поборола время и сохранила обаятельную женственность», – заявила
газетчикам актриса Мария Савина.
   Теперь Сара
Бернар чаще играла даже на полутонах. От ее редких переходов по сцене
создавалось впечатление какой-то музыки движений. Она не играла теперь
всей пьесы, а выбирала несколько моментов, в которые вкладывала все
свое мастерство. Не было больше великолепных изломов и изгибов тела, не
было поражающей неожиданными ритмами декламации.
   «Во
мне еще живо представление о России, – сказала Сара Бернар по
приезде в Петербург, – как о прекрасной северной стране, с ее
тройками, которые я так люблю, бодрящим морозом, и белым, белым снегом.
Но холод вашей природы забывается, однако, при встрече с вашим радушием
и вашим энтузиазмом. <…> Я люблю русскую литературу. Из ваших
новых писателей я хорошо знакома с Максимом Горьким. Из ваших артистов
встречалась с Шаляпиным. Я поклоняюсь его разностороннему таланту…»
   Сара
Бернар была демонстративно экзотичной, вызывающей, шокирующей. Она была

Предыдущая Следующая