Российский телесериал

 
Новости

Сериалы

Фотогалерея

Актеры

Рейтинг

Опрос-2005

Архив

Предыдущая Следующая


ЕРМОЛОВА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА

(1853—1928)


   Российская драматическая актриса. С 1871
г. – в Малом театре. Роли: Лауренсия («Овечий источник»), Иоанна
д'Арк («Орлеанская девственница»), Сафо («Сафо»), Негина («Таланты и
поклонники»), Кручинина («Без вины виноватые») и др.


 
   Мария
Николаевна Ермолова родилась 3(15) июля 1853 года в Москве. Ее отец,
Николай Алексеевич, служил суфлером в Малом театре. Это был талантливый
человек, он хорошо рисовал, писал прозу и стихи. Мать, Александра
Ильинична, посвятившая жизнь мужу и детям, читала Маше пьесы, начиная с
Полевого и Коцебу и кончая Шекспиром.
   Семья жила
бедно. Н.А. Ермолов по-своему горячо любил детей (у него было четыре
дочери), но отличался крутым нравом. Он обожал театр, и когда
возвращался домой, то весь был полон впечатлениями от игры «великого
Щепкина», «великого Садовского». Стоит ли удивляться, что его дочь с

четырех лет уже мечтала о театре и жила уверенностью, что она будет
великой артисткой, еще не понимая значения этих слов.
   Машу
отдали пансионеркой в Московское театральное училище на балетное
отделение. Но дела ее в училище шли неважно. И только учитель
французского языка, Сент-Аман, хвалил ее за декламацию и отмечал, что у
нее «много души». На сцену Ермолова выходила в бессловесных ролях пажей
и амуров. Однако эти выходы юной артистки очень скоро прекратились.
Руководитель курса, прославленный И.В. Самарин, увидев ее на сцене,
сказал: «Уберите вы этого невозможного пажа!» И Маша на сцене не
появлялась до бенефиса своего отца.
   Но и Ермолов
не сумел определить характер дарования дочери. Он поручил ей роль
Фаншетты в водевиле «Жених нарасхват» («Десять невест и ни одного
жениха»). Эта роль мало подходила тринадцатилетней Маше, и, конечно,
она провалилась. Самарин снисходительно произнес: «Пускай пляшет себе у
воды» (то есть на заднем плане, куда обыкновенно ставили самых
неспособных танцовщиц).
   Неудача не сломила ее
духа. Впоследствии, будучи уже знаменитой артисткой, она вспоминала:
«Несмотря ни на что, ни на какие невзгоды и незадачи, во мне всегда,
сама не знаю – почему, жила непоколебимая уверенность, что я буду
актрисой, и не какой-нибудь, а первой актрисой и на Малой сцене.
Никогда, ни одному человеку не высказывала я этой уверенности, но она
не покидала меня».
   Дебют Ермоловой на сцене Малого
театра состоялся 30 января 1870 года. Первая актриса театра Н.М.
Медведева решила поставить в свой бенефис пьесу Лессинга «Эмилия
Галотти». На роль Эмилии была назначена молодая актриса Г.Н. Позднякова
(Федотова). Но она неожиданно заболела. Медведева стала искать ей
замену. Воспитанница балетной школы Семенова порекомендовала на эту
роль Машеньку Ермолову, которая «необыкновенно играет». Через несколько
дней состоялись «смотрины». После первого же монолога Медведева
взволнованно воскликнула: «Вы будете играть Эмилию!»
   «Едва

Предыдущая Следующая