Российский телесериал

 
Новости

Сериалы

Фотогалерея

Актеры

Рейтинг

Опрос-2005

Архив

Предыдущая Следующая

появившись на сцене в роли Эмилии, Ермолова захватила зрительный зал
искренностью чувствований, свежестью переживаний, простотой их
передачи, небывалой силой трагического подъема», – писал
исследователь ее творчества С.Н. Дурылин. А когда рассказ Эмилии был
окончен, зрительный зал, в котором все это время царила мертвая тишина,
наградил дебютантку громом аплодисментов.
   Мария
записала в дневнике: «День этот вписан в историю моей жизни такими же
крупными буквами, как вот эти цифры, которые я сейчас написала. Я
счастлива… нет, я счастливейший человек в мире».
   В
мае 1871 года по окончании театрального училища Ермолова была зачислена
в труппу Малого театра. Два сезона она играла в чуждом ей репертуаре –
в водевилях и мелодрамах. Материально, правда, стало легче: Мария была
принята в театр на 600 рублей в год и бюджет семьи увеличился
наполовину.
   Так продолжалось до 1873 года, когда

Ермоловой поручили сыграть роль Катерины в «Грозе» Островского вместо
временно отсутствовавшей примы Г.Н. Федотовой.
   Катерина
Ермоловой была подлинным «лучом света в темном царстве». С огромной
трагической силой играла она финал «Грозы». Теперь ни у кого не
оставалось сомнений, что в Малом театре появилась трагическая актриса,
которой по плечу самые трудные роли мирового репертуара.
   Для
своего первого бенефиса (7 марта 1876 года) Ермолова выбрала пьесу Лопе
де Вега «Овечий источник», роль юной Лауренсии. Именно после премьеры
«Овечьего источника» у нее появилась репутация артистки райка и
галерки, молодежи и студенчества. «Вы были нашим солнцем и освещали
нашу молодость, Марья Николаевна!» – восклицал известный журналист и
театральный критик В.М. Дорошевич. Трибуном свободы, душою истины
называли Ермолову, эту молчаливую в жизни женщину. После спектаклей
«Овечьего источника» Лопе де Вега молодежь впрягалась в театральную
карету и так доставляла Ермолову домой.
   Во второй
свой бенефис Мария Николаевна решила поставить «Орлеанскую деву», что
вызвало недоумение как у руководства, так и у актеров театра,
посчитавших, что спектакль обречен на провал. На постановку не было
затрачено ни копейки. Во второстепенных ролях были заняты случайные
актеры. Декорации, реквизит, костюмы – все «из подборки».
   Спектакль
состоялся 29 января 1884 года. Успех Ермоловой в роли Иоанны д'Арк был
таким, каких мало знает история русского театра. Дочь актрисы М.Н.
Зеленина так описывает исполнение кульминационного момента пьесы, когда
Иоанна узнает о падении короля: «Все существо ее превращалось в
страстный порыв мольбы, жажды спасти родной народ. Она каким-то
особенным голосом произносила свой знаменитый последний монолог в
цепях. Она почти не возвышала голоса и не прибегала к крику, голос ее
только как-то увеличивался в объеме и нарастал в силе, которая в эту
минуту ею владела… Ермолова простирала к небу скованные цепями руки,

Предыдущая Следующая