Российский телесериал

 
Новости

Сериалы

Фотогалерея

Актеры

Рейтинг

Опрос-2005

Архив

Предыдущая Следующая

металась по небольшой площадке каменной лестницы, последние четыре
строки произносила с такой силой, что казалось, вокруг нее рушатся
своды и стены от невероятных взрывов ее воли и вдохновения…»
   После
премьеры зрительный зал долго рукоплескал актрисе; не смолкали крики
«браво»; сыпался дождь лавровых венков, цветов; так собравшиеся
чествовали великую актрису.
   Любопытно, что Мария
Николаевна, человек исключительной скромности, признавала роль Иоанны
как единственную свою заслугу перед русским театром. Разумеется, это не
так. Множество ролей Ермоловой по праву вошло в сокровищницу русского
театра. Но несомненно, что Иоанна была одним из самых совершенных
созданий в репертуаре актрисы.
   Спектакль
«Орлеанская дева» шел в течение 18 лет с постоянным аншлагом. Через
девять лет после премьеры он был перенесен на сцену Большого театра,
так как Малый не вмещал всех желающих его посмотреть.
   В

феврале 1892 года в бенефис Ермоловой была поставлена пьеса «Сафо»
Грильпарцера. Божественная Сафо, так же как и другая «избранница богов»
Иоанна д'Арк, совершила преступление, забыв свое призвание, пожелав
испытать радости смертных людей и испить от чаши обычной любви, за что
и заплатила смертью. Эти роли недаром были так близки Ермоловой: она не
познала счастья в личной жизни и бессознательно играла самое себя.
   Н.А.
Островский все лучшие роли поручал Гликерии Федотовой, так что
Ермоловой приходилось выходить только на подмену, как, например, в
«Грозе» или в «Бесприданнице». Но Мария Николаевна покорила драматурга
своим талантом. Она сыграла восемнадцать ролей в пьесах Островского,
создав ряд выдающихся образов: Весна в «Снегурочке», Лариса в
«Бесприданнице», Евлалия в «Невольницах», Кручинина в «Без вины
виноватых», Катерина в «Грозе». Другим шедевром Ермоловой была
«Последняя жертва», в которой прослеживается история купеческой вдовы
Тугиной, женщины простой, любящей, чистой сердцем. Ермолова была
великолепна в роли Негиной в «Талантах и поклонниках». Зрители не могли
сдержать слез, когда актриса в знаменитой сцене чтения письма Мелузова
произносила: «Душа полна через край, сердце хочет перелиться».
   В
ранней юности Ермолова любила «Грозу», причем играла в ней прекрасно;
но со временем роль Катерины перестала ей нравиться, она с
неудовольствием в день спектакля говорила: «Ах… опять „Грозу“ играть…»
   Поражает
творческий диапазон актрисы. С равным успехом Ермолова играла римскую
императрицу Мессалину в пьесе Аверкиева «Смерть Мессалины», еврейку с
пламенной душой – Юдифь в трагедии Гуцкова «Уриэль Акоста» и молодую
школьную учительницу Верочку Лонину в комедии Островского и Соловьева
«На пороге к делу». У Марии Николаевны был «от природы поставленный
талант», дававший ей возможность переходить от горных вершин трагедии к
цветущим долинам комедии.
   И все-таки Ермолова была
больше актрисой героико-романтического плана. Она выступала в пьесах

Предыдущая Следующая