Российский телесериал

 
Новости

Сериалы

Фотогалерея

Актеры

Рейтинг

Опрос-2005

Архив

Предыдущая Следующая

невиданный. Бернард Шоу писал: «Дузе заставляет поверить, что
разнообразие ее поз и прекрасных движений неистощимо. Все идеи,
малейший оттенок мыслей и настроения выражаются ею очень тонко и в то
же время зримо…»
   В течение четырех лет Дузе играет
главным образом за границей и почти исключительно в пьесах Ибсена – в
«Росмерсхольме», «Гедде Габлер», «Женщине с моря», наконец, в «Йуне
Габриэле Боркмане». Ибсен стал ее добрым гением, ее светочем,
поддержкой в ее трудной жизни.
   «Кто-нибудь из
других актрис мог бы, наверное, сыграть Гедду с большей точностью. Но
ни одной из них никогда не под силу подняться до тех высот, до каких
поднимается Дузе», – писал известный немецкий критик Альфред Керр.
Возможно, в одиночестве Гедды, в ее ненависти к окружающему миру
филистерства Элеоноре виделось какое-то отражение ее собственной
духовной драмы.
   «Вся жизнь была для меня
дебютом, – заметила однажды Дузе, – и когда после спектакля в

Берлине я смогла сказать то, что, мне кажется, никогда уже больше не
смогу сказать: „Духи Росмеров, облагораживая душу, разрушают
счастье“, – после этого я поклялась в душе, что уйду со сцены».
Правда, из практических соображений она продолжила гастроли. 1 февраля
1909 года Дузе сыграла в «Женщине с моря». Спектакль шел под
нескончаемые овации. Затем она уехала в Берлин и после нескольких
спектаклей в зените славы оставила сцену.
   Дузе без
особого успеха пыталась создать на свои средства «Библиотеку для
актрис». Во время войны она посылала солдатам книги, одежду и многое
другое, а в 1916 году отправилась в район боевых действий, чтобы
выступать во «Фронтовом театре». Когда затея провалилась, Дузе помогала
солдатам писать письма, ухаживала за ранеными.
   В
том же году Элеонора Дузе по просьбе актера Фебо Мари и компании
«Амброзио-фильм» снялась в фильме «Пепел». «Эта работа полна для меня
очарования, и я принимаюсь за нее с таким увлечением. Как я могла на
целых пять лет забыть о своей душе!» – писала актриса. Во время съемок
она больше всего боялась «крупных планов», которые казались ей всегда
нескромными, и молила, чтобы ее оставляли в тени, снимали в манере
Гриффита, без подчеркнутых ракурсов.
   После окончания войны Дузе переехала в Англию, к дочери. Но, оставшись почти без средств, вернулась в театр.
   Она
отказалась от грима и парика. «Я появляюсь перед зрителями, не скрывая
своего лица, на котором они увидят следы усталости, не пряча своих
морщин и седины. Если они примут меня такой, какая я есть, я буду рада
и счастлива. Если же нет, я снова вернусь в свое одиночество», –
говорила Дузе.
   Первый спектакль – «Женщина с моря»
– состоялся 5 мая 1921 года в Турине. При появлении Дузе весь зал
поднялся с мест, и раздался такой ураган аплодисментов, что
растроганная актриса несколько секунд не могла прийти в себя. То же
самое повторилось и в конце спектакля. Это был незабываемый триумф,

Предыдущая Следующая