Российский телесериал

 
Новости

Сериалы

Фотогалерея

Актеры

Рейтинг

Опрос-2005

Архив

Предыдущая Следующая

своей знакомой.
   17 сентября 1896 года, суеверно
приурочив важный для нее спектакль ко дню своих именин, Комиссаржевская
выступила в роли Ларисы в «Бесприданнице» Островского.
   Ее
Лариса – хрупкая, застенчивая, неяркая. Говорит тихо и просто, держится
так, что всем становится ясно, как она несчастна в этом мире и
несчастна давно. В авторских указаниях Островского говорится, что
Лариса поет известный романс Глинки «Сомнение». Вера Федоровна заменила
его более подходящим по смыслу драмы старинным итальянским романсом «Он
говорил мне…»
   Комиссаржевская показывает духовную
трагедию героини. Паратов обманул Ларису, растоптал мечты о
человеческом счастье. Жить ей теперь невыносимо. Лучше умереть, чем
прозябать среди подлости и обмана. Пусть смерть, но в ней – свобода.
Идеал новой женщины, рвущейся к счастью, свободе и свету, стоял перед
Комиссаржевской. И это было новым рождением пьесы.
   Успех

был полным. «Бесприданница» на много дней заняла воображение
театрального Петербурга. Достать билет на этот спектакль было
практически невозможно.
   Ровно через месяц, 17
октября, Комиссаржевская произнесла знаменитое: «Я – чайка… Нет, не то…
я актриса». Биографии актрисы и ее героини Нины Заречной пугающе
совпадали. Несчастная, одинокая Нина твердо произносит: «Когда я думаю
о своем призвании, то не боюсь жизни». Комиссаржевской казалось, что
эти слова принадлежат ей. После репетиций Чехов писал: «Комиссаржевская
играет изумительно». Впоследствии он вспоминал: «Никто так верно, так
правдиво, так глубоко не понимал меня, как Вера Федоровна… Чудесная
актриса».
   Второй свой сезон в Александринском
театре Комиссаржевская начала ролью Сашеньки в «Иванове» Чехова.
Сыграла она Сашеньку жизненно, правдиво и оригинально, возвратив
молодость этой ранней пьесе Чехова.
   Тему спасения
гибнущей молодости, борьбы за ее право на счастье и честность актриса
продолжила в роли Наташи Бобровой в спектакле «Волшебная сказка» И.
Потапенко. Артист М. Сазонов, занятый в спектакле, так объяснял
громадный успех средней пьесы: «Ее Наташа была вся прорыв и протест.
Воздействие Комиссаржевской на зрителя можно было сравнить только с
воздействием на общество Льва Толстого и А.П. Чехова. Писатели покоряли
ум читателя; Комиссаржевская неотразимо действовала на чувство. Она
заставляла чужие сердца биться так же страстно и негодующе, как билось
ее собственное сердце».
   Свой первый бенефис на
Александринской сцене она получила в конце третьего сезона – 18 февраля
1899 года. Комиссаржевская выбрала роль Вари в пьесе «Дикарка». Актриса
блистала своим комедийным мастерством. Публика была в восторге.
   Во
время работы в Александринском театре у Комиссаржевской складываются
близкие отношения с главным режиссером Евтихием Павловичем Карповым. Но
творческие разногласия постепенно приводят и к разрыву личному. Он

Предыдущая Следующая