Российский телесериал

 
Новости

Сериалы

Фотогалерея

Актеры

Рейтинг

Опрос-2005

Архив

Предыдущая Следующая

не нуждались в больших талантах. Поэт А. Белый высказался категорично:
«…самой Комиссаржевской в этом театре нечего делать: было бы жаль
губить ее талант».
   В начале сезона 1908/09 года
провалились еще два спектакля в постановке Мейерхольда – «Пеллеас и
Мелизанда» М. Метерлинка и «Победа смерти» Ф. Сологуба. Комиссаржевская
предложила Мейерхольду покинуть театр. Недовольный режиссер призвал
Веру Федоровну к суду чести, но потерпел поражение по всем пунктам
предъявленного обвинения.
   В репертуаре
Драматического театра остались «Победа смерти», «Пробуждение весны»,
«Вечная сказка», «Гедда Габлер», «Жизнь Человека» и даже не любимая
актрисой «Свадьба Зобеиды». Современники вспоминают слова
Комиссаржевской о последних годах работы: "Мне нечем больше жить на
сцене. Я потеряла свое прежнее "я", а нового не нажила. Играть затем,
чтобы доставлять публике удовольствие, я не в силах". Друзья замечали,

что ее творческая энергия начала иссякать.
   Комиссаржевская
понимала, что руководитель театра из нее не получился. После разрыва с
Мейерхольдом она обратилась за помощью к поэту-символисту В.Я. Брюсову.
   В
дневниках Брюсова есть такая запись: «1907, осень, 1908, весна. Встреча
и знакомство и сближение с Комиссаржевской. Острые дни и часы. Ее
приезды в Москву. Перевод „Пеллеаса и Мелизанды“. Позднее в Петербурге
на первом представлении пьесы. Замечательная ночь. Перевод „Франчески
да Римини“. Напряженнейшая работа трех недель. Разрыв Комиссаржевской с
Мейерхольдом. Невозможность поставить пьесу. Весною мое сближение с
Ленским. Обещаю ему „Франческу“. Неудовольствие Комиссаржевской».
   Ощущение
кризиса определило отношение актрисы к поэту. Она видит себя несчастной
сестрой Беатрисой. Память о прошлых мятежных настроениях живет в
предсмертном бунте монахини. Именем страдающей Беатрисы называет себя
Комиссаржевская в письмах к Брюсову. В этих письмах переплелись
отношения интимные и деловые. Ее эмоциональность, активность, призывы,
рожденные предчувствием близкой катастрофы, тронули в Брюсове поэта.
Его ответы – прекрасные стихи.
   Дороги их
расходятся. Оба почувствовали кризис символизма, и каждый по-своему
отошел от него. Вновь оживленно шла переписка. Вновь появлялись
стихотворения. Но отношения приняли узколичный характер.
   Наступил
последний, самый горестный период жизни актрисы. Все заботы последних
двух лет сосредоточены на поддержании материальных дел театра. Решено
было ехать в Америку. Гастроли проходили с 15 марта по 2 мая 1908 года
и показались актрисе дурным сном, хотя сама она пользовалась большим
успехом у публики. Корреспондент «Ивнинг джорнал» писал о
Комиссаржевской: «Она самая большая актриса в настоящее время в
Нью-Йорке. Она одна из великих актрис мира. Не заставляйте ее ждать
признания, как ждала Дузе. Профессора драматических университетов,
ведите своих учеников и сами идите учиться в русский театр».
   Новый

Предыдущая Следующая