Российский телесериал

 
Новости

Сериалы

Фотогалерея

Актеры

Рейтинг

Опрос-2005

Архив

Предыдущая Следующая


МОЗЖУХИН ИВАН ИЛЬИЧ

(1889—1939)


   Русский актер. С 1920 года работал во
Франции. Снимался в фильмах: «Кин», «Покойный Матиас Паскаль», «Пиковая
дама», «Отец Сергий», «Костер пылающий», «Лев моголов», «Казанова» и др.


 
   Иван
Ильич Мозжухин родился в Пензе 26 сентября 1889 года в семье богатого
крестьянина-землевладельца Ильи Ивановича Мозжухина. С юных лет у Ивана
проявилось актерское дарование. В любительском спектакле он с успехом
играл роль Хлестакова.
   По настоянию родителей
Мозжухин в 1906 году поступил на юридический факультет Московского
университета, однако уже после первого курса заключил контракт с
труппой актера и антрепренера П. Заречного. Родители умоляли его
вернуться в университет, отец в отчаянии предрек непокорному сыну
позднее раскаяние, но Иван был неумолим. Страсть к сцене пересилила
привязанность к отчему дому и родным.
   Актерскому

мастерству он учился на гастролях, где играл в основном на подмостках
провинциальных театров. На эти же годы пришлось его знакомство с
сестрой Заречного О. Телегиной (по сцене Броницкой) и рождение сына
Александра.
   В начале 1908 года Мозжухин получил
ангажемент в Москве, в труппе Введенского народного дома, хотя в летнее
время он продолжал гастролировать с труппой Заречного. В начале своей
театральной карьеры в столице Мозжухин создавал больше образы
сверстников. Однако молодой актер стремился к сценическому
разнообразию, и в его репертуаре появились характерные роли:
неотразимый помещик Бабаев в комедии Островского, жалкий Базиль в пьесе
Винникова «Мохноногое». Особым успехом Мозжухин пользовался в роли
графа Клермона в пьесе Л. Андреева «Король, закон и свобода», сыгранной
в Московском драматическом театре, куда он был приглашен осенью 1914
года.
   В августе 1916 года он еще выступал на одной
сцене с такими знаменитостями как Н. Радин, Е. Полевицкая, М.
Блюменталь-Тамарина, И. Дуван-Торцов. Через год Иван ушел из театра
вместе со своей партнершей, а вскоре и женой, актрисой Натальей
Лисенко. Он решил связать свою судьбу с кино, в котором дебютировал в
1909 году.
   Кинематограф стал для него не просто
профессией. «Это моя кровь, нервы, надежды, провалы, волнения… миллионы
крошечных кадриков составляют ленту моей души», – говорил он
позже. Наделенный от природы гениальной художественной интуицией,
которая во многом заменяла ему школу, актер сразу ощутил принципиальную
разницу между игрой в кино и в театре. Он пытался распознать законы
киноязыка, его «главные творческие принципы», основанные на «внутренней
экспрессии, на гипнозе партнера, на паузе, на волнующих намеках и
психологических недомолвках». «Актеру достаточно искренне, вдохновенно
подумать о том, что он мог бы сказать… загореться во время
съемок, – писал Мозжухин, – и он каждым своим мускулом,
вопросом или жалобой одних глаз… откроет с полотна публике свою душу, и

Предыдущая Следующая