Российский телесериал

 
Новости

Сериалы

Фотогалерея

Актеры

Рейтинг

Опрос-2005

Архив

Предыдущая Следующая

Московском театре драмы, Бабушка («Деревья умирают стоя» Л. Касоны) в
Московском театре им. А.С. Пушкина, миссис Сэвидж («Странная миссис
Сэвидж» Дж. Патрика), Люси Купер («Дальше – тишина» В. Дельмар),
Филициата («Правда хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского) в театре
им. Моссовета. Раневская была актрисой широкого творческого диапазона –
ей одинаково удавались и ярко комедийные роли и роли, исполненные
глубокого драматизма.
   Ее любимый партнер Осип
Абдулов говорил: «Фаина – и героиня, и травести, и гранд-кокет, и
благородный отец, и герой-любовник, и фат, и простак, и субретка, и
драматическая старуха, и злодей. Все амплуа в ней одной. Раневская –
характерная актриса?! Чепуха! Она целая труппа!»
   Фаина
Григорьевна тщательно готовилась к ролям. Она никогда не позволяла
переписывать для нее роль: переписывала сама – аккуратно, медленно в
школьную тетрадочку, скрупулезно. Сама большая выдумщица, она не

терпела, когда актеры вольно обращались с текстом. На спектакль
неизменно приходила за два часа, долго гримировалась.
   В
театре Раневскую любили, но и побаивались. Беспощадно требовательная к
себе, она хотела такой же безоглядной самоотдачи и от своих партнеров.
Фаина Григорьевна отказалась играть главную роль в спектакле «Странная
миссис Сэвидж», когда ушел из жизни ее молодой партнер В. Бероев,
заменить которого актриса посчитала невозможным. И это при том, что
миссис Сэвидж – одна из любимейших ролей Раневской, в которой она могла
дать волю всему богатству своей артистической натуры – от
эксцентрических красок до трагических нот.
   В
спектакле «Шторм» Раневская создала запоминающийся образ спекулянтки
Маньки, торгующей тифозным бельем (сцену допроса у комиссара Фаина
Георгиевна написала сама), настолько переиграв остальных исполнителей,
что… этот эпизод на несколько сезонов был изъят из спектакля: режиссеру
показался недопустимым «перевес» зрительского восхищения в сторону
исполнительницы отрицательной роли.
   В 1961 году
Раневская снялась в фильме «Осторожно, бабушка», и в этом же году ей
присвоили звание народной артистки СССР.
   В картине
«Легкая жизнь» (1965) она сыграла «королеву Марго», агента подпольной
фирмы химчистки на дому и спекулянтку по совместительству. Ей часто
предлагали сниматься, но она редко соглашалась. Раневская слишком
требовательно подходила к сценариям и ролям. «В актерской жизни нужно
везение. Больше чем в любой другой. Актер зависим. Выбирать роли ему не
дано. Я сыграла сотую долю того, что могла».
   Одна
из лучших театральных ролей Раневской – Люси Купер в спектакле по пьесе
В. Дельмар «Дальше – тишина», где партнером актрисы был Р.Я. Плятт. Ее
героиня стала обузой для своих взрослых детей, в их вполне
благополучных домах не находится места для двух нежно любящих друг
друга стариков – отца и матери. И случается самое страшное для Люси,
родные дети разлучают ее с мужем. Раневская «перехлестывает» рамки

Предыдущая Следующая