Российский телесериал

 
Новости

Сериалы

Фотогалерея

Актеры

Рейтинг

Опрос-2005

Архив

Предыдущая Следующая

„театра абсурда“».
   Гилгуд рассказывал, что
Комиссаржевский научил его «не гнаться за очевидными эффектами и
показной театральностью, не поддаваться соблазну пускать пыль в глаза,
а играть „изнутри“, то есть раскрывать характер персонажа и вживаться в
атмосферу и общий колорит пьесы. До начала работы с
Комиссаржевским, – говорил Гилгуд, – я всегда бил на эффект,
впадая то в романтический, то в истерический тон, и даже в таких ролях,
как Дайен Энтони в „Великом боге Брауне“ и Константин Треплев в
чеховской „Чайке“, изображал издерганных молодых людей, с виду мало
отличавшихся от меня самого».
   В мае 1940 года
Гилгуд впервые сыграл Просперо в шекспировской «Буре», поставленной
театром «Олд Вик». Гилгуд начал с того, что разрушил устойчивую
ассоциацию «старость – мудрость». Его Просперо был мудр, но не стар.
Напротив, Гилгуд играл человека в расцвете физических и духовных сил.

Его Просперо утратил родину, власть, богатство, положение, но сохранил
силу духа, волю, энергию. В образе, созданном актером, было нечто
такое, что театральный рецензент «Дейли телеграф» назвал «вызывающей
дерзостью». «Как иначе, – писал он, – можно назвать поведение
человека, который, будучи лишен своего герцогства, начинает править
духами природы, обращаясь с ними при этом, как с лакеями».
   Спектакль
игрался в год Дюнкерка и падения Франции. И не напрасно театральный
обозреватель «Таймс» писал, что «Буря» в «Олд Вике» «куда ближе к нашим
сегодняшним потребностям, чем любая трескучая драма с барабанным боем,
ибо она помогает собрать разбегающиеся мысли и чувства англичан в некое
глубокое единство».
   В первый раз Гилгуд сыграл
Лира в 1930 году в театре «Олд Вик». Актер был недопустимо молод для
этой роли: двадцать шесть лет. Об актере, которому удалось передать
шекспировскую мощь характера Лира, английские критики говорят: «Да, это
дуб!» Критики полагали, что гилгудовский Лир «пока еще не дуб», но все
же находили в его работе «что-то многообещающее».
   Десять
лет спустя, весной 1940 года, Тайрон Гатри, стоявший тогда во главе
театра «Олд Вик», предложил Гилгуду еще раз попытать свои силы в
«Лире». Ставить спектакль пригласили Грэнвилл-Баркера. Вероятно, его
Лир 1940 года был наиболее сбалансированным. Король и человек
проступали в созданном им характере в точной соизмеренности. Образ
приобрел должную мощь, и никто уже не осмеливался сказать, что он «еще
не вполне дуб».
   Не остался Гилгуд в стороне и от
попыток экранизации Шекспира. Правда, произошло это уже после войны. В
1952 году он принял приглашение голливудской фирмы
«Метро-Голдвин-Майер» участвовать в экранизации «Юлия Цезаря». В этом
фильме он снимался в роли Кассия. Кроме того, он исполнил роль герцога
Кларенса в знаменитом фильме Лоренса Оливье «Ричард III».
   Заслуги Джона Артура Гилгуда были отмечены английской королевой. В 1953 году актер получил рыцарский титул.
   Подобно

Предыдущая Следующая