Российский телесериал

 
Новости

Сериалы

Фотогалерея

Актеры

Рейтинг

Опрос-2005

Архив

Предыдущая Следующая

вышел из Достоевского, был человеком прошлого века, но и полностью
отразил потребности времени в искусстве 1960-х годов.
   Премьера
«Идиота» состоялась в БДТ 31 декабря 1957 года. Спектакль имел
сенсационный успех. О своих впечатлениях рассказывает актриса Алла
Демидова: «Когда на сцену БДТ в „Идиоте“ выходил Смоктуновский, то
время останавливалось – зал замирал, затаив дыхание, и вот мы, зрители,
жили вместе с ним в двух временных и пространственных измерениях, время
Достоевского и сиюминутное время соединялось, давая нам объем и
растяжение. За один спектакль мы успевали прожить несколько жизней…»
   В
БДТ Смоктуновский был занят еще в двух спектаклях: «Кремлевские
куранты» (Дзержинский) и «Иркутская история» (Сергей Серегин).
   В
1960 году Ромм приступил к работе над фильмом о физиках-ядерщиках с
рабочим названием «365 дней». Первоначально на роль Ильи Куликова был

утвержден актер Юрий Яковлев. Однако перед самым началом съемок он
попал в аварию. Михаил Ильич стал искать другого актера. «Меня
пригласили пробоваться, потому что Ромм помнил, как я снимался у него в
маленьком эпизоде в картине „Убийство на улице Данте“, и у него
осталось в памяти, что я – гибок, – говорил Смоктуновский. –
Он дал мне репетицию и пробу, на пробе хохотал, но сказал, что делаю
все совершенно не то. Нужна была избалованность, покой, моцартовский
полет мыслей, уверенность. Все это во мне отсутствовало… Михаил Ильич
говорил, что в этой роли он видит полноватого человека. Хорошо, я
поправлюсь, – говорил я. – Очень хотелось с ним работать…
Говорят, опыт учит…»
   Фильм «Девять дней одного
года» (1962) (от прежнего названия «365 дней» отказались) пользовался
большим успехом у зрителей. На кинофестивале в Карловых Варах картина
получила высшую награду – «Хрустальный глобус», а Смоктуновский был
отмечен премией за лучшее исполнение мужской роли.
   Следующая
картина станет поистине эпохальной в творческой биографии актера.
Григорий Козинцев предложил актеру роль Гамлета, причем без всяких
проб! В ответ Смоктуновский написал ему письмо, в котором признавался:
«Совсем не верю в себя как в Гамлета. Если Вы сможете вдохнуть в меня
эту веру, буду очень и очень признателен…»
   Козинцев
эту веру в Смоктуновского вдохнул, и в феврале 1962 года работа над
фильмом началась. Гамлет Смоктуновского в первую очередь был человеком
добрым, всепрощающим… Режиссер постоянно предостерегал его от излишней
мягкости, напоминая о гневности, гордости Гамлета.
   «Тогда
этой роли были отданы не только силы и опыт, но и кусок жизни, –
вспоминал Смоктуновский. – Отданы трепетно, с сердцем, душою…
Когда фильм был уже снят, то казалось, что можно было сделать лучше,
тоньше…»
   Смоктуновскому самому нравилась эта роль:
«Да, это хорошая актерская работа. За исключением некоторых сцен… А
есть просто прекрасные: сцена с флейтой, например, или разговор с

Предыдущая Следующая