Российский телесериал

 
Новости

Сериалы

Фотогалерея

Актеры

Рейтинг

Опрос-2005

Архив

Предыдущая Следующая

дочь и сын) переехал на постоянное жительство в Москву. В столице он
был принят в труппу Государственного академического Малого театра. Его
первой ролью стал царь Федор Иоаннович в одноименной трагедии А.
Толстого. Премьера спектакля состоялась 23 октября 1973 года. Но через
два года Смоктуновский уходит во МХАТ.
   На сцене
прославленного театра он сыграл целый ряд классических ролей. Это Дорн
в «Чайке», Серебряков в «Дяде Ване», Иванов в «Иванове», Иудушка
Головлев в «Господах Головлевых».
   За Иннокентием
Михайловичем Смоктуновским утвердилась слава тонкого психологического
актера. И если в каких-либо ролях он отходил от этого клише, публика и
критика ему «не прощали».
   О Смоктуновском порой
говорили, что он утратил набор высоты, стал повторяться. На эти упреки
актер отвечал так: «Это не потому что я стал хуже. Я ведь живу не
этажом выше, я отражение этой жизни».
   В
это
трудное время его поддерживали семья и друзья. «Я люблю отдых, природу.
Люблю быть с людьми, с которыми мне просто, с которыми можно и
говорить, и молчать… Я не могу отдыхать без семьи. Семья,
кстати, – хорошая защита от внешних посягательств. Популярность
часто мешает, хотя я научился относиться к ней равнодушно. Обаяние и
мягкость Мышкина, Деточкина, дяди Вани позволяют думать, что я
общителен, приветлив, открыт… Но это черты моего лирического героя, как
сказал бы поэт».
   После роли Войницкого в картине
А. Михалкова-Кончаловского «Дядя Ваня» (1971) ему в течение последующих
десяти лет ни разу больше не доведется играть главные роли.
   В
те годы на счету актера были эпизоды в таких фильмах, как
«Дочки-матери», «Исполнение желаний» (оба – 1974), «Романс о
влюбленных», «Звезда пленительного счастья», «Выбор цели» (все – 1975),
«Легенда о Тиле» (1977), «Степь», «В четверг и больше никогда» (оба –
1978) и др. Но своим первым эпизодом Смоктуновский считал Гения (Ивана
Петровича Александрова) в «Живом трупе». Именно с Гения начинаются
эпизоды не как маленькие, а как концентрированные роли.
   «Вообще
эпизодические персонажи Смоктуновского выпуклы и художественно осязаемы
везде, как бы ни различались конкретные „тексты“ фильмов, в которых они
появляются, – замечает Елена Горфункель. – Смоктуновский в
короткой роли заметен и остр, что связано и с его большим опытом, и со
своеобразием техники – техники в том смысле, как можно судить о технике
художника, мастера, каждому сюжету воздающего по цене. Для каждого
случая находится свой прием, позволяющий говорить исчерпывающе и
придавать даже крохотной роли законченность художественной формы».
   В
1980-е годы к Смоктуновскому вновь вернулись главные роли. Правда, это
были в основном телефильмы: «Маленькие трагедии» Швейцера (1980),
«Поздняя любовь» (1983), «Дети солнца» (1985), «Сердце не камень»
(1989), «Дело Сухово-Кобылина» (1991; последние четыре фильма поставил

Предыдущая Следующая