Российский телесериал

 
Новости

Сериалы

Фотогалерея

Актеры

Рейтинг

Опрос-2005

Архив

Предыдущая Следующая


ФЕСПИД

(ок. 580 до Р.Х. – ?)


   Греческий актер, поэт. Впервые наряду с хором
ввел в драматическое представление актера-декламатора. Считается
основоположником трагедии.


 
   Театр
как самостоятельный вид искусства зародился в Афинах во второй половине
VI века до Р.Х. Аристотель с полной определенностью связывает начало
драмы с культом Диониса. Свидетельство его подтверждается тем, что
театральным зрелищам на всем протяжении известной нам истории
греческого театра предшествовали жертвоприношения на алтаре Диониса и
ставились они в форме состязаний поэтов-драматургов только в дни его
праздников. «Трагедия» – слово составное, состоящее из двух слов:
«трагос» – «козел» и «оде» – «песня». Получается – «песнь козлов».
Толковали это словообразование еще в древности по-разному. Одни
считали, что этот вид драмы получил свое название от трагического хора,

участники которого, изображая спутников Диониса, одевались в козлиные
шкуры; другие, в их числе и Гораций, толковали его не как «песнь
козлов», а как «песнь за козла», имея в виду награду, которую, по их
мнению, в древности получали победители на трагических состязаниях за
свои выступления Так или иначе, но образ козла у греков прочно вошел в
символику Диониса.
   С обрядами культа Диониса
связано и слово «комедия». Оно тоже составное: «комос» и «оде» – «песня
комоса». «Комосами» же назывались фаллические шествия ряженых в дни
праздников Диониса. Профессор Петербургского университета Ф.Ф.
Зелинский, большой знаток классической литературы и театра, был твердо
уверен, что греческая трагедия «имеет не один исток, а четыре, если не
больше» – дионисийские хоры, сатировскую драму, драматизированные
заупокойные плачи и элевсинские мистерии.
   Сами
греки считали, что трагедия многим обязана Феспиду (другая русская
форма – Теспис), родившемуся в Аттике ок. 580 г. до Р.Х. Его называли
отцом трагедии.
   Феспид рос в Икарии, расположенной
близ пелопоннесских Мегар, где пользовались популярностью обряды
Диониса, и неподалеку от Элевсина, где ежегодно исполнялась ритуальная
драма о Деметре, Персефоне и Дионисе. В жертву Дионису приносили козла.
Возможно, «козлиная песнь», у которой трагедия заимствовала свое имя,
пелась над расчлененным символом, или воплощением опьяненного бога.
   Афинская
драма исполнялась как часть праздника Диониса, под председательством
его жрецов, в театре его имени, актерами, называвшимися «искусниками
Диониса». В театр приносили статую Диониса и ставили ее перед сценой,
чтобы бог мог насладиться зрелищем. Представлению предшествовало
принесение животного в жертву Богу. Такой театр был овеян святостью
храма.
   Первые драматурги назывались танцорами, так
как их пьесы сводились в основном к хоровой пляске, а сами они в
действительности были учителями танца. Чтобы превратить эти хоровые
представления в драму, не хватало одного: противопоставления актера – в

Предыдущая Следующая