Российский телесериал

 
Новости

Сериалы

Фотогалерея

Актеры

Рейтинг

Опрос-2005

Архив

Предыдущая Следующая

вспоминали прославленного Хэмфри Богарта, хотя сам Николсон отрицал,
что сознательно стремился к сходству.
   В 1975 году
Джек Николсон снимался одновременно в четырех фильмах: «Томми»
режиссера Кена Рассела, «Состояние» Майка Николса, «Полет над гнездом
кукушки» Милоша Формана и «Профессия: репортер» Микеланджело Антониони.
Он понимал, что предстоит тяжелейшая работа, но верил в свои силы,
тогда как многие вокруг злобно шипели: «Не выдержит, сорвется. Диапазон
мастерства у него не тот, чтобы одновременно мог играть в
психологической драме и мюзикле…»
   Джек Николсон,
казалось бы, не реагировал, но в душе очень переживал. И выиграл. В
мюзикле «Томми» он прекрасно, пластично двигался и пел.
   Свой
фильм «Профессия: репортер» Микеланджело Антониони назвал
«интимно-приключенческим». Его герой – журналист, «многое повидавший и
ко всему привыкший». Режиссер так объяснил свой выбор Николсона на

главную роль: «В его стальном и непроницаемом взгляде вдруг может
молнией сверкнуть безрассудство. В глазах зажигаются „дьявольские“
сполохи…» В картине Милоша Формана «Полет над гнездом кукушки» (1975)
Николсон в полной мере получил возможность отдаться стихии игры и
стилизаторства, не отступая при этом от реалистической трактовки своего
персонажа. Здесь сплелись воедино все актерские темы Николсона, здесь
он добился, пожалуй, наивысшего своего художественного достижения (что
и было отмечено «Оскаром» за лучшую актерскую работу). Джек опять
окунулся в проблематику молодежного бунта 60-х годов, которым дышит
книга Кена Кизи, лежащая в основе сценария.
   Его
герой, Рэндл Патрик Макмерфи, переведенный из тюрьмы на экспертизу в
психиатрическую клинику, приносит в унылую ее атмосферу дух
беспокойства и свободы. Николсон в этой роли продемонстрировал огромное
количество актерских нюансов и красок. Его герой то хитер, то
простодушен, то циничен, то заботлив, то рассеян, то напорист, то
весел, то сосредоточен.
   Николсон – Макмерфи стал
мифологическим персонажем, своего рода памятником бунту личности против
навязанных ей правил игры. Одновременно с этой точки начался и
творческий кризис актера, пережившего время своего наибольшего
эмоционального соответствия духу времени.
   В вестерне «Излучины Миссури» (1976) Артура Пенна Николсон оказался в тени Марлона Брандо.
   Актера,
способного своей игрой создать на экране дьявольскую атмосферу страха,
таинственности, вакханалии, искал Стенли Кубрик для своего нового
фильма «Сияние» (1980). Он, правда, тоже вначале сомневался в
творческих способностях Джека Николсона. Сможет ли он ощутить мистику,
передать необъяснимые и неподвластные нашему разуму инстинкты, которые
вырабатываются подсознанием? После их встречи и разговора Кубрик больше
не сомневался. Николсон превзошел все ожидания режиссера.
   «От
него [Николсона] исходила такая мрачная тайна, – рассказывал

Предыдущая Следующая