Российский телесериал

 
Новости

Сериалы

Фотогалерея

Актеры

Рейтинг

Опрос-2005

Архив

Предыдущая Следующая

диалоге и действии – хору. На этот шаг был подвигнут один из
преподавателей танца и наставников хора Феспид. Он выделил из хора
особого исполнителя – актера, получившего название «гипокрит», то есть
ответчик. Наименование актера «ответчиком» ясно показывает, что хор все
время играл в трагедии активную роль. Вскоре после Феспида Эсхил ввел
второго актера (девтерагониста), а младший современник Эсхила,
Софокл, – третьего (тритагониста). Но и после Софокла появлялись
пьесы, в которых играли только два актера.
   Тиран
Писистрат был одарен богатым воображением и на празднике Диониса в 534
году до Р.Х. организовал в Афинах первые официальные драматические
представления, на которых и выступил с драмой Феспид. Он одержал
победу, и драматические состязания на Великих Дионисиях становятся в
Афинах ежегодными. По-видимому, вначале Феспид не решился еще
ограничить действие сатировских хоров, но с течением времени он дал

явный перевес героическому элементу над элементом сатировским, и в
конце концов последний стал существовать только в сатировских драмах,
теперь целиком отделившихся от трагедий.
   По
преданию, Феспид был единственным актером в своих трагедиях. Партия
актера, чередуясь с песнями хора, и составляла всю пьесу. Диалог в
ранних трагедиях мог иметь различную форму. Он мог быть чисто
лирическим и состоять из попеременного пения хора и актера. Чаще всего
это был обмен жалобами, патетическими вопросами, стенаниями и криками
скорби, из которых в дальнейшем возник коммос – плач классической
трагедии.
   Иногда же хор пел один, а актер
пользовался речитативом, приближавшимся более или менее к декламации.
Или же, наконец, запевала-корифей выступал от имени хора, и тогда между
ним и актером возникал настоящий диалог.
   Гораций в
«Послании к Пизонам» рассказывает, что Феспид разъезжал по деревням в
своеобразных повозках, которые служили, видимо, не только для хранения
несложного оборудования, но и выполняли функции декорации.
Подтверждением этому служат изображения на некоторых чернофигурных
вазах повозок, имеющих форму корабля, поставленного на колеса. Подобные
«морские колесницы» жили долгие годы. Они распространились по
Средиземноморью до Рима, из Рима перешли в провинции, а позже появились
на итальянских карнавалах, получивших отсюда свое название.
   От произведений Феспида до нас дошли только несколько заглавий его пьес.
   Считается, что Феспид ввел усовершенствование в одежду актеров.
   Постоянного
театрального сооружения в Афинах тогда еще не было, и представления
устраивались на центральной площади города, где для зрителей каждый раз
строились из досок и бревен временные помосты. Но и тогда эти зрелища
уже были массовыми. Плутарх, упоминая в биографии Солона о Феспиде и
первых театральных зрелищах, пишет, что этот афинский драматург
«увлекал» народ новизной своих представлений и выступал перед

Предыдущая Следующая