Российский телесериал

 
Новости

Сериалы

Фотогалерея

Актеры

Рейтинг

Опрос-2005

Архив

Предыдущая Следующая

впечатления известный драматург М.Н. Загоскин, писавший очень длинные
пьесы, на сей раз был предельно краток: «Актер – чудо-юдо…»
   Осенью
1822 года в доме Пашкова состоялся московский дебют 33-летнего Щепкина.
Он исполнил роль Богатонова в комедии М. Загоскина «Господин Богатонов,
или Провинциал в столице» и роль Угара в комедии «Лакейская война». По
словам С.Т. Аксакова, «московская публика обрадовалась прекрасному
таланту и приняла Щепкина с живейшим восторгом в полном значении этого
слова».
   За дебютом последовало окончательное
приглашение перейти на императорскую сцену, но Щепкин был еще связан с
тульским театром и отправился туда доигрывать сезон. Служба его на
сцене Малого театра началась с марта 1923 года.
   Говоря
о московском новоселе, один из современников записал свои наблюдения:
«Он весь предался труду и учению, предался пламенно и неутомимо…»
   Внешние

данные у Щепкина были не очень сценичными: рост ниже среднего, солидная
полнота. С «трехнотным» голосом – шутил боготворивший артиста
Белинский. С «козлетоном» – довершал картину Михаил Семенович. Сам
актер часто подтрунивал над своей внешностью, подписываясь иногда в
письмах «ваша толстая щепка» или называя себя «небольшой квадратной
фигурой».
   Постоянные тренировки позволили ему
прекрасно развить и разработать голос. Свои внешние физические данные
Щепкин также умел подчинять роли, использовал так, как ему было нужно:
в комедии порой обыгрывал свои недостатки, чем немало смешил зрителей,
и он же заставлял зал забывать о своей комичной внешности и следить за
драматическими переживаниями героев. Своих коллег он призывал: «Не
удовлетворяйтесь одной наружной отделкой Как вы искусно ни отделаете, а
будет все веять холодом… нет! в душу роли проникайте, в самые тайники
сердца человеческого».
   В первые московские годы
Щепкину приходилось часто играть в пьесах невысокого художественного
уровня. Хотя и в этих спектаклях он сумел своим блистательным
исполнением ролей завоевать славу, любовь и почет у взыскательной
театральной Москвы. Михаил Щепкин был всеобщим любимцем, кумиром
московских театралов. Современники говорил о нем не иначе, как о
«первом примере исторической личности на сцене».
   В
январе 1830 года Щепкин поставил в собственный бенефис одну сцену из
«Горя от ума» Грибоедова. А на следующий год ему удалось показать всю
комедию, хотя и с большими цензурными пропусками.
   Работая
над ролью Фамусова, Щепкин сетовал иногда, что в нем самом нет ничего
барского и потому играть ему будет трудно. Но замечательная творческая
интуиция, наблюдательность, ум и талант актера позволили ему не только
передать внешние приметы старого московского барина, но и создать
сложный характер. Щепкин так играл эту роль, что можно было совершенно
безошибочно представить себе прошлое человека, не брезговавшего
никакими средствами для достижения своих жизненных вершин. Его Фамусов

Предыдущая Следующая