Российский телесериал

 
Новости

Сериалы

Фотогалерея

Актеры

Рейтинг

Опрос-2005

Архив

Предыдущая Следующая

был мелок, расчетлив, злобно ненавидел всякое свободомыслие.
   Петербургский
критик, откликаясь на гастроли Щепкина в роли Фамусова, писал: «Перед
вами господин, к которому ездят в дом князь Петр, княгиня Марья
Алексеевна… Дрянские, Хворовы, Варленские, Скачковы, вся московская
знать; он имеет значение, но в его уверенности нет ничего
преувеличенного, ничего надутого; как хозяин, он даже держит себя
весьма скромно, просто, одинаково внимателен со всеми – видно, что он
родился в этом кругу – и между тем из-за его тона, из-за его положения
в свете проглядывает такая пошлая ничтожность, такой ограниченный и
мелкий эгоизм, что вам жалко смотреть на него».
   Когда
Н.В. Гоголь написал свою гениальную комедию «Ревизор», Щепкин активно
содействовал ее постановке на московской сцене. Он, недавно
жаловавшийся на крайнюю усталость, на изменяющийся от постоянного
напряжения голос, разом помолодел, взбодрился. Гоголь писал Щепкину в

мае 1836 года: «Во-первых, вы должны непременно из дружбы ко мне взять
на себя все дело постановки ее… Сами вы, без сомнения, должны взять
роль городничего, иначе она без вас пропадет».
   Щепкин
в роли городничего был именно таким, каким хотел видеть его Гоголь. Вот
что писал об игре актера современник Щепкина А.П. Григорьев – поэт,
литературный и театральный критик: «…нам кажется, что до появления
нового гениального же таланта в роли Сквозника-Дмухановского, вы в
Москве не отделаетесь от образа, сложившегося в вас под влиянием игры
Щепкина. В нем – городничий как будто совсем живет перед вами всей
своей натурой, во всех своих привычках… Все живет тут и осязательно
является перед зрителями… К этому надо прибавить, что Щепкин изображал
при всем том городничего не извергом рода человеческого, а обыкновенным
смертным человеком, а не зверем, спокойно проявляющим свои пороки
потому, что он в глубине души и не считает их за пороки».
   Щепкин
превосходно играл и в других пьесах Гоголя – «Женитьбе» и «Игроках».
Его также привлекали пьесы о жизни и обычаях народа, с поэтическим
сюжетом, с шутками и песнями. Он открыл для русского театра богатство
украинских пьес, где играл местных крючкотворов (в пьесе И.
Котляревского «Наталка Полтавка»), ловкого, умного, веселого денщика (в
«Шельменко-денщике»), Михайло Чупруна (в «Москале-чарывнике»).
   Но
артист создал не только галерею русских и украинских образов, он был
выдающимся исполнителем классических ролей драматургии Мольера и
Шекспира. Он великолепно играл роль Скупого рыцаря в одноименной
трагедии А.С. Пушкина. Решительно пойдя против официального мнения о
«несценичности» пушкинской драматургии, сначала он читал публике
фрагменты «Скупого рыцаря». Затем, добившись снятия цензурного запрета,
поставил его на сцене в свой бенефис.
   На премьере
9 января 1853 года зрители увидели другого, незнакомого –
«трагического» Щепкина: «В роли „Скупого рыцаря“ он был выше, нежели во

Предыдущая Следующая