Российский телесериал

 
Новости

Сериалы

Фотогалерея

Актеры

Рейтинг

Опрос-2005

Архив

Предыдущая Следующая


МОЧАЛОВ ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ

(1800—1848)


   Русский актер. Крупнейший представитель
русского романтизма. С 1824 года – в Малом театре. Прославился в
трагедиях Шекспира (Гамлет, Отелло, Лир, Кориолан, Ромео, Ричард III),
Ф. Шиллера (Франц и Карл Моор, Фердинанд, Дон Карлос) и др.


 
   Павел
Степанович Мочалов родился 3(15) ноября 1800 года в Москве, в семье
крепостных актеров – Степана Федоровича и Авдотьи Ивановны Мочаловых.
Родители вступали в брак крепостными. Сын начинал жизнь вольным.
   Судьба
одарила Павла редкой памятью. Едва овладев речью, он повторял за
матерью длинные молитвы и строчки Евангелия. Стихи запоминал без
усилий. Театральная среда, в которой родился и вырос Павел, определила
его жизненный путь. Отец, известный актер-трагик московского театра,
стал его первым учителем сценического искусства.
   Сразу
после Отечественной войны Мочалов-младший поступил в пансион братьев

Терликовых. Он изучал математику, постигал словесность, освоил
французский и выучил кое-что из всеобщей истории и риторики.
   4
сентября 1817 года Павел Мочалов впервые появился на сцене Московского
театра в роли Полиника в трагедии В.А. Озерова «Эдип в Афинах». Дебют
прошел успешно. «Мочалов играл великолепно, рукоплескания не
прекращались, триумф был полный», – писал А.А. Стахович. Вскоре он
был зачислен в труппу Московского Императорского театра.
   За
Полиником последовали другие роли, их было множество. В первые годы
актер играл в трагедиях Вольтера, В.А. Озерова, комедиях А.А.
Шаховского.
   Игра Мочалова была неровной. Князь
Шаховской говорил: «Он только тогда и хорош, когда не рассуждает, и я
всегда прошу его об одном, чтобы он не старался играть, а старался не
думать только, что на него смотрит публика. Это гений по инстинкту, ему
надо выучить роль и сыграть; попал – так выйдет чудо, а не попал – так
выйдет дрянь».
   Однажды Мочалов играл в комедии
«Пустодомы» роль князя Радугина, играл небрежно и – был неподражаем:
характер героя был схвачен с замечательною тонкостью. Автор пьесы,
князь Шаховской, после спектакля обнимал и целовал недовольного собою
Мочалова и восторженно восклицал: «Тальма! – какой Тальма? Тальма
в слуги тебе не годится: ты был сегодня Бог!»
   И
жизнь, и счастье для Мочалова сосредоточивались на сцене. Первая любовь
принесла ему немало горести. В Николин день, в том же году, когда
состоялся его дебют в роли Полиника, Павел увидел в церкви девушку,
поразившую воображение. Она была сестрой знакомого студента
университета. Павел стал бывать у них дома. Когда влюбленные наконец
объяснились, вмешались ее родители. Артист в качестве зятя
дискредитировал их достоинство. Мочалову отказали от дома, а дочь
срочно выдали за дворянина. Павел тяжело переживал разрыв.
   От
светских знакомств или выгодных связей он с молчаливым упорством
отказывался. Мочалов шел по первому кругу загулов, спасаясь таким

Предыдущая Следующая