Российский телесериал

 
Новости

Сериалы

Фотогалерея

Актеры

Рейтинг

Опрос-2005

Архив

Предыдущая Следующая

занимал первое амплуа и переиграл огромное число ролей. Из переводных
мелодрам в его репертуаре главное место занимали пьесы Коцебу, из
русских – Шаховского, Полевого, Ободовского и Кукольника. Приходилось
ему играть главные роли и в комедиях – например, Альмавиву в
«Севильском цирюльнике» и Чацкого – в «Горе от ума».
   Белинский
как-то сказал: «Мочалов выразил самое таинство, сущность сценического
искусства». Но таких пьес немного. Трагедия гениального актера состояла
в том, что он не находил, или почти не находил пьесу, которая в полной
мере могла бы соответствовать его таланту. Мочалов боролся за
«Маскарад», но цензура не разрешила постановку этой пьесы. Из

шекспировского репертуара он играл Гамлета, Отелло, Лира, Кориолана,
Ромео, Ричарда III; из шиллеровского – Франца и Карла Мооров,
Дон-Карлоса, Фердинанда и Миллера, Мортимера («Мария Стюарт»).
   Век
Мочалова был короток. Гибель пришла нелепо. Коляска его по пути в
Москву из Воронежа провалилась под ломкий лед. Павел Степанович вымок.
Пил всю дорогу водку – вина уже не было, заедал ее снегом. Приехал в
Москву совершенно больной.
   Умер Мочалов 16 марта
1848 года. Ему было всего 48 лет. Москва торжественно проводила своего
любимца на вечный могильный покой. Когда посте отпевания в Храме
Николая Большой Крест на Ильинке вынесли гроб, его перехватили студенты
университета и несли на руках до Ваганьковского.
   «В
мире искусства Мочалов пример поучительный и грустный, – писал
Белинский в некрологе. – Он доказал собою, что одни природные
средства, как бы они ни были огромны, но без искусства и науки
доставляют торжества только временные…»
   Многое в
мочаловском творчестве не принимал М.С. Щепкин, но он высоко ценил
талант актера и, узнав о его смерти, писал: «Россия лишилась могучего
таланта! Что делать, что он, по нашему разумению, не вполне
удовлетворял нас, но мы уже не услышим тех потрясающих душу звуков, [не
увидим] тех восторженных мгновений, которые часто прорывались сквозь
его нелепые формы…»
   Великолепно сказал о значении
творчества двух титанов русского драматического театра А.И. Герцен:
«Щепкин и Мочалов, без сомнения, два лучших артиста изо всех виденных
мною в продолжение тридцати пяти лет и на протяжении всей Европы. Оба
принадлежат к тем намекам на сокровенные силы и возможности русской
натуры, которые делают незыблемой нашу веру в будущность России».



Предыдущая Следующая