Российский телесериал

 
Новости

Сериалы

Фотогалерея

Актеры

Рейтинг

Опрос-2005

Архив

Предыдущая Следующая


РАШЕЛЬ ЭЛИЗА

(1821—1858)


   Французская актриса. С 1838 по 1857 год
выступала в театре «Комеди Франсез». Возродила на сцене классицистскую
трагедию (П. Корнель, Ж. Расин). С середины 40-х годов гастролировала в
Европе и Северной Америке.


 
   Элиза
Рашель Феликс родилась 28 февраля 1821 года. Ее отец Яков Феликс, еврей
из Меца, бродячий мелкий торговец, колесил по городкам и деревням
Богемии, Германии, Швейцарии. Мать, Эстер-Хай, уроженка Богемии,
помогала ему.
   После рождения пятого ребенка семья
переехала во Францию – сначала в Лилль, а затем в Париж. Элизе дали в
руки гитару и вместе с сестрой отправили на заработки. Элиза пела
песенки у театра «Порт-Сен-Мартен». По словам биографов, она настолько
покорила слушателей, что ее окрестили «малышка Жорж» (по имени
известной актрисы).
   Талантливую девочку заметил
чудаковатый музыкант Шорон, взявшийся за ее обучение. Перед смертью он

передал сестер Феликс своему знакомому – Сент-Олеру, руководившему
частной школой декламации, при которой был Театр Мольера на улице
Сен-Мартен.
   Элиза сыграла более тридцати пяти
ролей, после чего была зачислена в Консерваторию без экзамена и с
пансионом. Ее благодетелем оказался Жозеф-Исидор Сансон –
преподаватель, не имевший себе равных ни в трагедии, ни в комедии.
Вскоре Элиза нашла себе сценический псевдоним – Рашель – в честь
героини популярной тогда оперы Мейербера «Жидовка».
   К
дебюту Рашель подготовила пять пьес. Ей предстояло выступить в «сильных
ролях»: Камиллы и Юлии в пьесах Корнеля «Гораций» и «Цинна», Гермионы и
Роксаны в «Андромахе» и «Баязете» Расина, Аменаиды в вольтеровском
«Танкреде». Поскольку классическая трагедия в основном строится на
античных сюжетах, Сансон посоветовал Рашели ходить в Лувр, полагая, что
статуи древних мастеров быстрее научных и исторических трактатов
приобщат его ученицу к культуре античности.
   12
июня 1838 года Рашель дебютирует на сцене «Комеди Франсез» в роли
Камиллы в «Горации». Тринадцать раз в течение трех месяцев появлялась
юная актриса перед полупустым залом, но твердость духа не изменила ей,
и ее уверенность в своем призвании покорила малочисленный партер.
   В
«Андромахе» Расина выбор Сансона пал на Гермиону, дочь Елены,
легендарной греческой царицы. Над ролью Гермионы Рашель работала всю
жизнь. Первое время она стремилась растрогать публику, вызвать симпатию
к отвергнутой невесте Пирра. Но это мало вязалось с ее представлениями
о страстной и действенной натуре царственной гречанки. И Рашель вырвала
самые корни чувствительности из сердца Гермионы. Она даже не побоялась
упреков в холодной жестокости, которые не замедлили последовать.
Видевший Рашель в 1850 году И.С. Тургенев писал: «Эта роль, полная
ревности и ненависти, будто создана для нее. В ее голосе был трепет
бешенства и презрения, которому позавидовала бы гиена. Ее жест
последнего проклятия Оресту – великолепен. Она делает полуоборот,

Предыдущая Следующая